Корчемкина Екатерина, воспитатель

Методическая разработка

6ca8c3f2fdbfb019f7aaa772d40a3315.jpg411494d1517fd33ba8df1b8da3541f46.jpg38ce6d8e45cc6cda90bc7a105bb4a351.jpg90f98a0fe99e95e27ce3cfb7691aadba.jpg572d155dd60823b8ce9b023c8330e871.jpg418b3c8d77bd648ba1e20da55677139e.jpg971b7dd3c7e6dfd2b6612459ed431b43.jpg5e4bbaabed8b4231a87234a54a4e0c0a.jpgundefined 0c5e8f72984639ac33886b863ed122b6.jpg5b0aca9c61d021d9c7abe6a30a4ec40b.jpgundefined

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение –

детский сад № 462

620102г. Екатеринбург, ул. Посадская 40/3           тел/факс. 233-93-09/233-93-39

 

 

 

 

Методическая  разработка«Дидактическое игровое пособие на развитие связной речи у детей дошкольноговозраста «Многофункциональное панно «Времена года»

 

 

 

 

Авторы, разработчики:

Корчемкина ЕкатеринаСергеевна,

Воспитатель

Шишкина ЕленаАнатольевна

Учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург,  2022г.

 

1.    Паспорт методическойразработки «Дидактического игрового пособия на развитие связной речи детейдошкольного возраста»

 

Показатели

Характеристика разработки

Название развивающей игрушки/игрового пособия

Дидактическое игровое пособие «Многофункциональное панно: «Времена года»» (см. Приложение)

Основная тема игрового пособия

Развитие связной речи, мелкой моторики рук, сенсорных способностей, памяти, внимания, творческого и логического мышления.

Возрастная группа (группы) дошкольников для которых подходит пособие

Дидактическое пособие успешно используется для игры и развития детей 4-7 лет. Развитие связной речи, мелкой моторики, формирование определенных умений, знаний и навыков - основные задачи дошкольного возраста. 

Краткое описание дидактического игрового пособия

Многофункциональное пособие: «Времена года» представляет собой 4 панно из фетра с изображением времен года, с яркими, красочными, подвижными деталями и элементами  на липучках. Использование  пособия направленно на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Содержание предметно-пространственной среды использования игрового пособия

 Многофункциональное игровое пособие является частью центра речевого развития «Речевичок» в группе, в открытом доступе для детей  и  может являться частью сенсомоторного центра, уголка природы. Дидактическое пособие используется  в образовательной области  «Речевое развитие» в интеграции  с другими  образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие».

В логопедическом кабинете  панно может располагаться в зонах  индивидуальных, групповых занятий, игровой зоне.

Аналоги развивающей игрушки/игрового пособия (если есть)

плоскостные театры, фланелеграф

Сведения об авторе (ах): ФИО, должность и место работы, квалификационная категория, контактные телефоны

Корчемкина Екатерина Сергеевна, воспитатель

МБДОУ-детский сад № 462

Первая квалификационная категория

Шишкина Елена Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ-детский сад №462

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методика использования дидактического игрового пособия«Многофункциональное панно «Времена года».

Описание организациидеятельности дошкольников с использованием игрового пособия.

Развитие речи у детейв настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловленозначимостью связной речи для дошкольников. В качестве основного приема обученияиспользуется образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что детивоспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы беднывыразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практическиотсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Организуяречевую  деятельность воспитанников, мыстремились найти эффективные методы и приемы развития связной, грамматическиправильной диалогической и монологической речи; формирования связноговысказывания.

Наиболее интересной  нам показаласьидея создания многофункционального панно «Времена года» на основе технологиимоделирования.  Элементы панно являютсякак бы опорной схемой, планом для составления рассказов  и пересказов. Панно -занимательное игровое пособие, благодарясвоему яркому дизайну, оно привлекает внимание дошкольников. Игры с панностимулируют познавательную активность детей, помогают им  в увлекательнойформе:

усвоить понятия «Времена года»,

определять время года по признакам и приметам,

составлять предложения и объединять их в связныйрассказ,

проявлять творческую активность,

тренировать мелкую моторику,

развить зрительное внимание, наблюдательность,усидчивость.

Отвечая на вопросы, дошкольники научатся правильно согласовывать слова впредложении, понимая отношение между этими словами. Пересказы дают возможностьовладевать грамматическим строем речи, запоминать устойчивые словосочетания,обогащать собственную речь прилагательными. Действия со съемными элементамипанно побуждают детей к самостоятельному высказыванию, сравнению, анализу,обобщению, запоминанию речевого материала.

Картотека игровых  упражнения поразвитию связной речи у детей позволяет использовать панно для разныхвозрастных групп.

Пособие многофункционально, т.к. может быть гибко использовано всоответствии с замыслом ребенка, способствуя развитию его творчества ивоображения. В использовании панно, согласно требованием ФГОС ДО,  присутствует интеграция образовательныхобластей. 

Совместно с воспитателем:

Многофункциональноепанно «Времена года» является частью развивающей предметно-пространственнойсреды в группе. Оно помогает воспитателю в организации образовательнойдеятельности с детьми как  припрохождении основной темы («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»),  так и при закреплении пройденного материала.

При организации игр спанно ведущим является воспитатель. Он наблюдает за ходом игры, исправляетдопущенные ошибки, при затруднениях оказывает помощь игрокам. Игровая деятельность детей с пособием способствует их  личностному, интеллектуальному и речевомуразвитию.

Совместно с  логопедом:

Панно используется на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятияхс детьми. Дидактические  игры с паннопроводятся как часть занятия, способствуют обогащению словаря, развитию грамматически правильной,связной речи. Красочное  пособие  привлекает внимание дошкольников, стимулируетработоспособность, повышает интерес  кзанятиям, что ведет к повышению результативности коррекционно-образовательнойработы.  Развитие зрительного внимания,пространственных представлений, мелкой моторики в играх с панно являетсяпрофилактикой  нарушений письменной речиу детей, что обеспечивает взаимосвязь дошкольного образования с начальнымшкольным образованием. Пособие многофункционально и удобно, дети могут легко ибыстро заменить съемные элементы, сопровождая свои действия речью. Панномобильно,  может крепиться на магнитнуюдоску и позволяет детям двигаться во время выполнения игровых заданий.

Самостоятельно:

Благодаря своему яркому дизайну, панно непременно привлечет внимание детей.Наличие разнообразных съемных элементов, которые крепятся на липучки, позволяетлегким движением детской руки лето превратить в осень, осень-в зиму, зиму-ввесну, а игру-в увлекательное и полезное занятие. Игровая деятельность сэлементами панно способствует развитию связной речи, творческих способностейдетей, активизирует их познавательную деятельность.  Панно прекрасно вписывается в  интерьер группы и позволит сделать детскийдосуг занимательным и разнообразным.

Совместно сосверстниками:

В процессе игры с панно  дети учатся самостоятельно решать различныезадачи и проблемные ситуации, видя свои ошибки, стараются их исправить ипомогают своим друзьям (коммуникативность и взаимопомощь).

Любопытство ребенка не знает границ! Всё нужно потрогать,отсоединить, присоединить.  Панно  надолго увлекает детей, ставит перед нимимного различных задач, требующих внимательности, усидчивости и настойчивости,развивает творческое мышление. 

Важный плюс оригинальной разработки заключается в удобной идоступной каждому тренировке концентрации внимания. Дети,играя с мелкими предметами, учатся хорошо сосредотачиваться, не отвлекаться напосторонние звуки и шумы. А это – весьма ценный навык для современной жизни,насыщенной самыми разными событиями.

Возможные направления использования игрового пособия«Многофункциональное панно «Времена года» во взаимодействии с родителями.

Одной из  целей образовательного процесса по использованию«Многофункционального панно «Времена года» для дошкольников является формирование единого сообщества: родители – дети – педагоги,основанного на гармоничных партнерских отношениях для создания единогопространства детского развития. В связи, с этим возможно проведение следующихмероприятий:

открытое занятие для родителей «Игровые упражнения с  панно, как средство развития связной речи дошкольников»,

мастер-классы для родителей «Многофункциональное панно своими руками»,

совместные детско-родительские проекты, например, конкурсы на лучшее панно,изготовленное своими руками, на лучший рассказ с использованием панно,

совместное создание мини-музея  паннов группе на разную тематику

Организация мероприятий  попривлечению родителей к активному участию в воспитательно – образовательномпроцессе, будет способствовать  укреплению связи образовательных отношений,что, в свою очередь,  положительноповлияет  на развитие связной речи  детей.

Способы,которыми обеспечивается индивидуализация образовательного процесса и позитивнаясоциализация детей с ОВЗ, одаренных и др.

В последнее время наблюдается увеличение числа детей с теми илииными отклонениями в состоянии здоровья и развития.

Важно, чтобы окружающий  мир таких детей  был обогащен развивающейпредметно-пространственной средой, направленной на их   развитие в соответствии с возрастом ииндивидуальными особенностями каждого ребенка с ОВЗ. Одно из направлений игр спанно - сформировать у детей представления об окружающей действительности.Многофункциональное панно «Времена года» соответствует следующим  требованиям к организации развивающей предметно-пространственной среды:

- содержательно-насыщенное (большое количество элементов   на панно, интересных ребенку, действие скоторыми он будет сопровождать речевым высказыванием);

- доступное (панно изготовлены  с учетом возрастныхособенностей детей и находится в свободном доступе, ребенок может сам выбратьэлемент, с которым хочет сегодня поиграть, доставляя ему радость и развиваяинтерес к изучению нового);

- безопасное  (выполнено изприятных на ощупь материалов, мелкие детали прочно закреплены);

- вариативное (разнообразие съемных элементов,  обеспечивающее свободный выбор детей);

- здоровьесберегающее  (визготовлении панно  используютсяэкологически чистые  материалы; играя с ним,ребенок развивает мелкую моторику рук);

- эстетически-привлекательное (основной фон паннопастельных тонов, элементы разных  форм иярких расцветок).

При проведении игр с детьми с использованием  панно  учитываются специфичность психическогоразвития, характерная для конкретного вида патологии структура  нарушения, а также актуальный и потенциальныйуровни развития ребенка. Педагог создает условия для развития у ребенкапознавательной и речевой  активности, увлекательныеигры помогают вырабатывать усидчивость у гиперактивныхдетей.

Использование  в работе «Многофункционального  панно«Времена года»,  даёт возможность каждомуребенку проявить свою индивидуальность и личностные качества. Играя в игры способием, ребенок с ОВЗ получает и обобщает знания об окружающем мире, игравызывает у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим.  Игра становится способом выделения  и моделирования отношений между людьми, и,следовательно, становится средством усвоения социального опыта.  Роль педагога в процессе игр оченьответственна и активна. Он следит за содержанием, ходом игр, взаимоотношениямидетей; вопросами, напоминаниями, советом, внесением добавочного материаласпособствует богатому и организованному процессу игры. 

Способы, которыми обеспечивается поддержка  детской инициативы:

·        создаватьусловия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;

·        рассказыватьдетям о реальных, а также возможных в будущем достижениях;

·        отмечать ипублично поддерживать любые успехи детей;

·        всемернопоощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;

·        способствоватьстремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущениевозрастающей умелости;

·        в ходенепрерывной образовательной деятельности и в повседневной жизни терпимоотносится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;

·        некритиковать результаты деятельности детей, а также их самих; ограничить критикуисключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качествесубъекта критики игровые персонажи;

·        учитыватьиндивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым,нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;

·        уважать иценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;

·        создавать вгруппе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлятьлюбовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплыеслова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатностьи терпимость;

·        всегдапредоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой, игровой ипродуктивной деятельности.

 

Приемы педагогического наблюдения илогопедической диагностики речевого развития детей в условиях использованияигрового пособия

 При использовании игры с целью диагностики педагогу нужно:
- четко и выразительно разъяснять детям задачу иправила игры;
- варьировать задания и правила игры, развиваяспособность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии сизменением игрового содержания;
- осуществлять индивидуально –дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил.

В ходе игр с панно можно  определить уровень сформированности связнойречи ребенка:  может ли  он самостоятельно  составить рассказ по картинке, серии сюжетныхкартинок, составить  рассказ-описание поплану, рассказ из личного опыта, пересказ. Составлению рассказа по картине и посерии картин предшествует вступительная беседа, в ходе которой выясняется,понятно ли ребенку содержание картины, уточняется значение отдельных слов.Затем ребенку дается небольшой план, по которому он должен составить рассказ.Если ребенку предлагается составить рассказ по серии картин, то ведетсянаблюдение за тем, в каком порядке он их раскладывает (самостоятельно, послеобъяснения и показа, с помощью логопеда).

При оценке состояниясвязной речи детей следует учитывать следующее:

с трех-четырех лет, дети начинаютупотреблять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.

на пятом году жизни количество сложныхпредложений, которые встречаются в речи, уже составляет 11% относительно общегочисла предложений.

с четырех  до пяти лет  дети пересказывают короткие тексты, прослушавих два раза.

после пяти лет детиспособны достаточно подробно и последовательно рассказать об увиденном илиуслышанном, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине,отличить фантастическое содержание текста от повествования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многофункциональное панно  для дошкольников « Времена года»

Панно в развивающейпредметно-пространственной среде

Вцентре «Природы» в  группе

    

В центре «Речевичок» в группе           В кабинете логопеда.

Использованиепанно в образовательной деятельности

Совместно с воспитателем

       

                                                                    

   Совместно с логопедом

                       

Самостоятельно исовместно со сверстниками

                    

 

 

 

 

Приложение1

Картотека загадок

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,
И на южный край земли

Потянулись журавли.

Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

(октябрь)

Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало - 
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи!
(ноябрь)

 

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает

Одним проходу не дает,

Других он прогоняет.

(ветер)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.

(дождь)

Падают с ветки

Золотые монетки

(осенние листья)

Спрятался за пень,

Шапка набекрень,

Кто проходит близко,

Кланяется низко.

(гриб)

 

 

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.

Радость детям подарила,

И на санках прокатила.
(зима)

Он вошел – никто не видел, Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес.
 (мороз)

С неба падают зимою

И кружатся над землею Легкие пушинки,

Белые…. (снежинки)

 

Растет она вниз головой.

Не летом растет, а зимой.

Но солнце ее припечет -

Заплачет она и умрет.

(сосулька)

Он черной тучей был сначала,

Он белым пухом лег на лес,

Покрыл всю землю одеялом, А по весне совсем исчез. (снег)

Он, как алмаз, и тверд, и чист,

На солнышке сверкает

Но пригревать начнут лучи –

Он тут же тает. (лед)

 

Белые змеи

Над землей полетели.
По дороге поползли

И сугробы намели. (метели)

 

Ой, насыпало снежка!

Вывожу коня-дружка.

За веревочку-узду

Через двор коня веду.

 С горки вниз на нем лечу,

А назад его тащу. (санки)

Что за нелепый  человек,

Пробрался в 21 век?

Морковка – нос,

В руке – метла,

Боится снега и тепла.

(снеговик)

 

 

Вот художник так художник!

Все леса позолотил

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим,
Кто художник этот? (осень)

Тетка Федосья,

Красила колосья,
На клене – листья,
На рябине – кистья.(осень)

Кто всю ночь по крыше бьет,
Да постукивает,
И бормочет, и поет,

Убаюкивает? (дождь)

 

Все деревья облетели

Стали голыми леса.

Зеленеют только ели,

 Дождик с самого утра

Пусть скажет, кто знает,
Когда это бывает? (осенью)

Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,

 Покуда он гуляет. (дождь)

Отстегал по ушам, Отстегал по щекам,

Шапку с головы сорвал
И скорее убежал.
(ветер)

Появилась в небе клякса.

Если клякса заревет, Разбежится весь народ. Только ветер был хитер: Налетел и кляксу стер!
(туча)

Туча по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.
Пляшут бусы по дорожке. Как хрустальные горошки.
(град)

Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

 

 

Он всегда стоит с метелкой, Но не хочет чистить снег. Не могу понять я толком, Кто же этот человек?

Почему ему морозы,

И метели нипочем?

Почему весною слезы

По нему текут ручьем? (снеговик)

Художник-невидимка

 По городу идет:

 Всем щеки зарумянит,

Всех за нос ущипнет.

А ночью он, пока я спал,

Пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья.

(мороз)

Снег на полях,

 лед на реках,

Вьюга гуляет.

 Когда это бывает? (зимой)

 

Я модница такая

Что всем на удивленье! Люблю я бусы, блестки, Любые украшенья

Но на мою, поверьте,

 Великую беду, в году,

Наряд мне надевают

Всего лишь раз в году.

(новогодняя елка)

 

Чернокрылый,красногрудый,

Он везде найдет приют.

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут!

(Снегирь)

У этого дедушки много внучат,

Внучата на дедушку часто ворчат:

На улице дедушка к ним пристает,

За пальцы хватает, за ушки дерет.

 Но вечер счастливый приходит в году,

Сердитого дедушку в гости я жду-

Подарки приносит

И добрый на вид…

И все веселятся –

Никто не ворчит!

(Дед Мороз)

 

Подушка пуховая в небе  гуляла

И случайно задремала

Ветры увидали,

Подушку растрепали

А оттуда пух лети,

Пух летит и холодит.

(тучка со снегом)

 

 

К нам пришла с цветами,

В ярком сарафане

И румяна, и ясна,

А зовут ее… (весна)

Я прозрачна, как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю.
Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю.

(сосулька)

Пришли теплые деньки, Зазвенели ручейки, Подснежник расцветает, Когда это бывает (весной)

К маме-речке я бегу

И молчать я не могу.

Я ее сын родной,

А родился я  весной. (ручей)

 

Кто там с крыши надо мною

Нависает в холода?

 У кого это весною

С носа капает вода?

 (сосулька)

Первым вылез из темницы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький,

(подснежник)

Ой, беда! Ой, беда!

 Тает снег, кругом вода.

Не наденешь валенки,

На снегу… (проталинки)

 

Из почек  появляются,

Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью летят.

(листья)

Осень в гости к нам пришла,

И с собою принесла,

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно, …(листопад)

 

 

Приложение 2

Картотекаигровых  упражнения по развитию связнойречи с использованием панно «Времена года»

 «Вопрос- ответ» (4-5 лет)

Задачи:

1.     Закрепление в словаре детей называнийвремен года, их признаков

2.     Развитие умения задавать вопросы иотвечать на них.

Ход игры:

1 вариант: Перед детьми выставляются 4 панно.Съемные элементы лежат на столе. Ведущий (может быть и ребенок)  берет по одному предмету и спрашивает, ккакому времени года это относится. Первый ребенок, ответивший правильно,забирает предмет себе. Выигрывает тот, кто наберет больше элементов.

2 вариант: ребенок берет элемент, называет, к какомувремени года он относится и крепит его на соответствующее панно.

 

«Что гденаходится» (4-5лет)

Задачи:

1.     Развитиепространственных представлений

2.     Составление предложений спредлогами.

3.     Развитиемелкой моторики.

Ребенок выбирает элемент, крепит его на панно ипроговаривает свои действия. Например: «Я посажу птичку на забор».

 

«Отгадайзагадку, найди   отгадку» (4-7 лет)

Задачи:

1.     Развитиевнимания, памяти, мышления

2.     Обогащение  и активизация словаря

3.     Развитие связной речи

4.     Развитиетворчества

Ход игры:

1 вариант: Педагог загадывает загадку о каком-товремени года или о предмете, который есть на панно, дети отгадывают загадку, находят и показывают отгадку(ребенок, который первый отгадал загадку, берет отгадку себе). Побеждает тот, укого больше отгадок. В дальнейшем дети могут сами придумывать и загадыватьзагадки.

2 вариант: Съемные элементы лежат на столе. Педагог (или ребенок ) загадываетзагадку, ребенок, который отгадал первым,  находит элемент и крепит его на панно.

 

 

 

 

«Кто лучше»(5-7 лет)

Задачи:

1.     Развитиеумения понимать вопросы и отвечать на них сложным предложением

2.     Формирование умения согласовыватьприлагательные с существительными в роде и числе

3.     Активизациясловаря

Ход игры:

Съемные элементы панно лежат на столе. Взрослыйпоказывает предмет, просит детей назвать и описать его, а затем объяснить, к какому времени года он относится ипочему? Ребенок, который справился с заданием лучше всех,  получает этот предмет в качестве награды.

 

«Кто больше»(5-7 лет)

Задачи:

1.Закрепление представлений овременах года.

2. Активизация словаря по теме.

3. Согласование  существительных с прилагательными, глаголамив роде и числе.

4.  Развитие мелкой моторики.

Ход игры:

I вариант

Игра проводится как итоговаяпосле прохождения основной темы (весна, зима, лето, осень). Открыта только одначасть панно (например «Осень»), с прикрепленными на ней элементами. Участникиигры по очереди называют признаки осени с опорой на панно (пожелтели листья,идет дождь, выросли грибы и т.д.), затем по представлению . Кто назоветпоследнее словосочетание, тот победил.

II вариант

Открыта только одна часть панно.Рядом в коробочке съёмные элементы по теме. Участники игры по очереди называютодин признак осени и прикрепляют соответствующий элемент на панно (например:листопад-опадают листья; туча -идёт дождь  и т.д.)

 

 «Составь рассказ поплану» (5-6 лет)

Задачи:

1.Уточнение, расширение иактивизация словаря.
2.Формирование умения согласовывать существительные с прилагательными,глаголами в роде и числе.

3. Развитие мелкой моторики.

4. Развитие  умения составлять  предложения и объединять их в рассказ.

Ход игры:

Съемные элементы панно одного временигода  лежат на столе в определенной последовательности. Дети берутпредмет, называют признак времени года  икрепят соответствующие элементы на панно. Затем повторяют весь рассказ.

 

«Составь рассказ» (5-6-лет)

Задачи:

1.Закрепление представлений овременах года.
2.Формирование умения согласовывать существительные с прилагательными,глаголами в роде и числе.

3. Учить детей составлятьописательные рассказы по сюжетным картинкам.

Ход игры:

Ведущий предлагает детямсоставить рассказ о времени года, используя в виде опоры собранную картинку.Выигрывает ребенок, который лучше других справится с заданием.

 

Лото «Подбери и объясни» (6 -7 лет)

Задачи:

1.Уточнение, расширение иактивизация словаря.

2. Установлениепричинно-следственных связей.

3.  Составление  сложноподчиненных  предложений .

3. Развитие мелкой моторики.

Ход игры:

Дети делятся на 4 группы. Ведущийраздает каждой группе детей  панно  с изображением времени  года. Съемные элементы он перемешивает и,поочередно показывая их, спрашивает: «Кому нужен этот предмет?» Ребенок,забирая у ведущего предмет и, крепя его на панно, объясняет свои действия.Например: «У меня осень. Мне нужен гриб, потому что грибы растут осенью».Выигрывает группа детей, которая сможет рассказать про все элементы,относящиеся к их панно.

 

«Путаница»(5-7 лет)

Задачи:

1. Учить детей находитьнесоответствия  и объяснять свою точкузрения.

 2. Развитие  умения составлять  сложноподчиненные  предложения .

3. Развитие мелкой моторики.

Ход игры:

 Играпроводится с панно одного времени года. Дети находят на панно лишний предмет,объясняют, почему он лишний и заменяют нужным предметом.

 

 «Когда это бывает»  (5-7 лет)

Задачи:

1.     Учитьдетей составлению рассказа по сюжетной картинке.

2.     Расширение и обогащение словаря по теме«Времена года»

3.     Формирование грамматического строя речи

Ход игры:

1 вариант: ведущий, вроли которого сначала выступает взрослый, а потом дети, перечисляет признакивремени года, не называя его.  Участникиугадывают о каком времени года идет речь.

2 вариант: дети покартинкам узнают времена года и по очереди рассказывают о том, что бывает вразное время.

Например, педагог открывает большую картинку«Осень». Дети подбирают маленькие картинки, связанные с этим временем года. Крепятих на панно  и рассказывают, что бываетосенью.

 

«Капризнаяпогода» (5-7 лет)

Задачи:

1.     Составлениетворческого рассказа.

2.     Активизация словаря

3.     Развитиеграмматического строя речи.

Ход игры: Съемные элементы всех 4 времен года лежатна столе. Дети выбирают любое панно. Педагог начинает игру со словами: «Однаждыпогода сказала: « Надоело мне все делать правильно! Я не буду делать так, какнадо зимой, летом, весной, осенью, я буду делать то, что мне хочется…». Затемдети выбирают элементы и крепят их на панно, сопровождая свои действиякомментарием. В итоге получится веселая путаница про капризную погоду.

 

 

 

30 января 2023 в 17:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.