Корчемкина Екатерина, воспитатель

Бизиборд

Методическая разработка

Полифункциональный развивающий сенсорный стенд для дошкольников

«Волшебный бизиборд»

 

Паспорт методической разработки полифункционального развивающего сенсорного стенда для дошкольников «Волшебный бизиборд»

Показатели

Характеристика разработки

Название развивающей

игрушки/игрового пособия

Развивающий игровой сенсорный стенд «Волшебный бизиборд»

(см. Приложение 1)

Целевое назначение развивающей игрушки/игрового пособия

Дать возможность ребенку познать мир через тактильное восприятие. Позволить дошкольнику удовлетворять свои познания с теми предметами, которые могут быть опасны в быту.

Развитие мелкой моторики рук, сенсорных способностей, памяти, внимания, творческого и логического мышления, речи.

Полифункциональность развивающей игрушки/игрового пособия

Манипуляции с элементами развивающих стендов Бизибордов, помогут детям узнать о функциональном назначении различных предметов в быту; развить знания об объектах природы; безопасном поведении. Различная тематика созданных

«Бизибордов», их полифункциональность, вариативность, доступность способствуют в формировании исследовательской деятельности детьми.

Целевая группа развивающей игрушки/игрового пособия (возрастная группа (группы) дошкольников, для которых

она подходит)

Интересный развивающий стенд успешно используется для игры и развития детей младшего дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики, формирование определенных умений, знаний и навыков - основные задачи младшего возраста.

Краткое описание развивающей игрушки/игрового пособия

Бизиборд — представляет собой развивающий стенд (доску, модуль), на которой размещены множество предметов (замков, дверей, кнопок, задвижек, щеколд, прищепок и прочими маленькими «опасностями»), которые ребенку трогать обычно не разрешается.

Наличие технологической карты изготовления развивающей

игрушки/игрового пособия

В наличии (см. Приложение 2)

Экологические характеристики и

безопасность материала

игрушки/игрового пособия

Изготовление бизиборда экологически чистое производство, потому что: нет выброса вредных веществ в окружающую среду

(атмосферу, почву, воздух) и практически безотходное

производство.

Экономические

характеристики (бюджет) игрушки/игрового пособия

В наличии (см. Приложение 3)

Аналоги развивающей

игрушки/игрового пособия (если есть)

Бизиборд - гениальное изобретение М. Монтессори.

В наличии (см. Приложение 4)

Методика использования полифункционального развивающего сенсорного стенда для дошкольников «Волшебный бизиборд»

Организуя игровую деятельность воспитанников, я стремилась найти что-то новое, нетрадиционное. Хотелось избежать формального игрового взаимодействия, активизировать желание и деятельность детей младшего дошкольного возраста, мотивировать на более продуктивное, развивающее сотрудничество.

Наиболее интересной из новых технологий мне показалась идея создания бизиборда.

Такую доску придумала известный педагог Мария Монтессори. Я решила воплотить идею и создать свои бизиборды для детей младшего дошкольного возраста, т.к. самостоятельность детей в данном возрасте - ключ к развитию.

Хорошо продуманный еще на этапе «проектирования», бизиборд имеет много маленьких деталей, которые не просто можно ощупывать, но и совершать с ними определенные действия: щелкать выключателем, втыкать вилку в розетку, вдавливать кнопки, защелкивать щеколду и прочее. Все это тренирует маленькие пальчики, а еще – учит обращению с реальными аналогами этих предметов в быту.

Игровая форма обучения наиболее эффективна. Занимательные стенды привлекают внимание детей и помогают им познавать мир. Во время игры улучшается мелкая моторика, повышается творческий потенциал. Развитие интеллекта, внимания, памяти, логики — это тоже заслуга бизиборда. Именно в младшем возрасте мы отмечаем у детей интерес к предметно-манипулятивной деятельности.

Начиная работу по использованию бизиборда как средства всестороннего развития детей дошкольного возраста, учитывала требования к организации развивающей предметно-пространственной среды, указанные в основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, которая реализуется в нашем ДОУ. Исходя из них, бизиборды соответствует требованиям к таким компонентам как:

- содержательно-насыщенный (чем больше различных элементов будет закреплено на этой доске, тем интереснее она будет ребенку: замочки, крючки, колесики, дверцы, кнопочки и т.д.; если каждый закрепленный предмет может выполнять какое-то действие - ребенок учится нажимать, крутить вертеть и пр.);

- доступный (стенды изготовлены с учетом возрастных особенностей и находится в свободном доступе, ребенок может сам выбрать элемент, с которым хочет сегодня поиграть, доставляя ему радость и развивая интерес к изучению нового);

- безопасный (все поверхности основы тщательно зашкурены, доски гладкие, без острых углов и пр. Все крепления элементов выполнены с помощью саморезов и других надежных крепежных элементов. Наиболее безопасным вариантом является игра с бизибордами, расположенными в вертикальном игровом положении, размещение крепления к неподвижной вертикальной поверхности (к стене);

- вариативный (разнообразие материалов на стенде, игр и игрушек, обеспечивающий свободный выбор детей);

- здоровьесберегающий (в изготовлении стенда используются только натуральные материалы. Основание не подвергается покрытию лаком для декоративного эффекта);

- эстетически-привлекательный (основной фон светлый, предметы разных форматов и цветов, использованы шумовые музыкальные пособия).

Ввиду того, что бизиборды имеют большое значение для развития детской игры, следует обратить внимание на их подбор.

Они должны обладать:

• дидактическими свойствами (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомления с цветом, формой и т.д.);

• возможностью применения группой детей (пригодность стенда к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

• художественно-эстетическим уровнем, обеспечивающие приобщение ребенка к миру искусства.

Деятельность детей совместно с воспитателем

Представленные элементы на панели «бизиборда» помогают воспитателю в организации игровой деятельности, развитии детей в таких образовательных областях как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Речевое развитие».

Используя в работе бизиборд (см. Приложение 5), мы даём возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность и личностные качества, а роль педагога в процессе игр очень ответственна и активна. Он следит за содержанием, ходом игр, взаимоотношениями детей; вопросами, напоминаниями, советом, внесением добавочного материала способствует богатому и организованному процессу игры.

Применяю следующие формы работы: Образовательная деятельность; Совместная деятельность;

Индивидуальная деятельность;

Дидактические игры (см. Приложение 6).

Самостоятельная деятельность детей

Использование развивающих игрушек «бизиборд» открывает большие возможности для творческого мышления детей и детской фантазии. Игровая деятельность с элементами «бизиборда» способствует развитию творческих способностей, активизирует познавательную деятельность и укрепляет коммуникативные навыки. Разнообразные элементы способствуют полету фантазии ребенка, а яркие детали превращают обучение в увлекательную и веселую игру. Расположение развивающих сенсорных стендов является открытым, свободным и предлагает дошкольнику целый веер возможностей для разворачивания своей активности, инициативы.

Благодаря использованию бизибордов, время наполнено яркими и красочными моментами, дети с большим удовольствием играют, воображают, придумывают собственные истории, проявляют фантазию и сообразительность.

Совместная со сверстниками деятельность детей

В процессе игры с бизибордом дети учатся самостоятельно решать различные задачи и проблемные ситуации, видя свои ошибки, стараются их исправить и помогают сделать своим друзьям (коммуникативность и взаимопомощь).

Любопытство ребенка не знает границ! Всё нужно попробовать открыть, захлопнуть, расстегнуть. Бизиборд надолго увлекает детей, ставит перед ними много различных задач, требующих внимательности, усидчивости и настойчивости, развивает творческое мышление.

Важный плюс оригинальной разработки заключается в удобной и доступной каждому форме тренировки концентрации внимания. Дети, играя с мелкими предметами, учатся хорошо сосредотачиваться, не отвлекаться на посторонние звуки и шумы. А это – весьма ценный навык для современной жизни, насыщенной самыми разными событиями.

Возможные направления использования развивающего сенсорного стенда во взаимодействии с родителями

Одной из главных целей образовательного процесса по использованию полифункционального развивающего сенсорного стенда для дошкольников

«Волшебный бизиборд» явилось для меня формирование единого сообщества: родители – дети – педагоги, основанного на гармоничных партнерских отношениях, для создания единого пространства детского развития.

На начальном этапе взаимодействия с родителями было проведено анкетирование на тему «Развивающие игрушки вашего ребенка», которое показало необходимость повышения родительской компетентности по использованию и внедрению бизиборда.

Задачи:

  познакомить с тактильно-развивающими стендами – «бизибордом»;

  восполнить знания родителей о педагогических возможностях развивающих игр;

  привлечь родителей к изготовлению «бизибордов»;

  активизировать участие родителей в образовательном процессе.

Основной этап включал в себя реализацию развивающих стендов через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка.

Было проведено открытое мероприятие по знакомству с бизибордами (см. Приложение № 7), ознакомила подробно с материалом и раздала памятки, показала слайд-презентацию «Как изготовить бизиборд своими руками». Все это помогло родителям и педагогам увидеть и понять предназначение развивающего сенсорного стенда.

На будущее, родителям было предложено совместно создать Мини-музей

«Волшебный бизиборд» на разную тематику и распределенные по разделам:

«Бизиборды для мальчиков» («Удивительный дом», «Пожарная станция»,

«Автобус», «Пожарная машина»);

«Бизиборды для девочек» («Ванная комната», «Кухня»);

«Мир природы» («Мир природы», «Ферма», «Морское путешествие»);

«Сказочные бизиборды» («Сказочный домик», «По дорожке с колобком»,

«Приключения колобка»);

«Музыкальные бизиборды» («Приключения Винни - Пуха» и «Новогоднее чудо»);

«Мир увлекательных вещей» (бизиборды: «Занимательный», «Уютный дом», «В гостях у Гены», «Машины забавы», «Незнайка – исследователь»,

«Ночное путешествие», «Волшебная страна», «Воображайка»).

Организация семьей по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, способствовало укреплению связи образовательных отношений.

Используя такую «умную» доску, родители реализуют сразу несколько задач:

- развивающую - обучающую - воспитательную.

Положительные отзывы родителей и наблюдаемая динамика в развитии детей говорят о высокой эффективности проводимой мной работы, о необходимости продолжения использования данного развивающего стенда.

Способы, которыми обеспечивается индивидуализация образовательного процесса и позитивная социализация детей с ОВЗ, одаренных и др.

В последнее время наблюдается увеличение числа детей с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья и развития.

Нарастание экологических проблем, стремительный прогресс, многократный рост количества развлекательного контента для детей – все эти факторы существенно влияют на развитие детей, и не в лучшую сторону.

Современный ребенок уже не так активно занимается познанием мира, как его ровесники еще четыре десятка лет назад. Если раньше малыш хватал в руки все, что попадется, исследовал мир всеми возможными способами, то сейчас уже с года дети все чаще заняты планшетами, мультиками – всем, что так нравится и намертво приковывает их внимание.

В современных бизибордах по сравнению с разработками М. Монтессори количество деталей существенно увеличилось, появилось множество вариаций – теперь на них располагают шнуровки, «змейки», ролики, бусины, геометрические фигуры, замки, розетки, дверцы, цепочки, мягкие мешочки и многое другое. Все это активно способствует развитию детской моторики и выполняет когнитивную функцию, что помогает воспитателю в построении и коррекционно- образовательном процессе.

Важно, чтобы окружающий мир ребенка был обогащен развивающий предметно-пространственной средой, направленной на его сенсомоторное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями каждого ребенка с ОВЗ.

При этом учитываются специфичность психического развития, характерная для конкретного вида патологии структура нарушения, а также актуальный и потенциальный уровни развития ребенка. Взрослый обеспечивает развитие ориентировочно-обследовательских действий и сенсорно-двигательных координаций в процессе манипулирования предметами и пробуждения познавательной установки «Что это?». Побуждает к речевой активности при рассматривании элементов «бизибордов». Педагог создает условия для развития у ребенка познавательной направленности на исследование функциональных свойств объектов («Что с ним можно делать? В чем его значение?») и формирование структуры предметного действия.

Увлекательные игры помогают вырабатывать усидчивость у гиперактивных детей. А одно из направлений «бизибордов» - сформировать у детей представления об окружающей действительности.

Способы, которыми обеспечивается поддержка детской инициативы

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам.

Все виды деятельности ребенка в ДОУ могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:

самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;

развивающие и логические игры; музыкальные игры и импровизации;

речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; самостоятельная деятельность в речевом центре;

самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;

самостоятельные опыты и эксперименты и др.

В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов.

Младшие дошкольники — это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка, является главным условием развития и поддержки детской инициативы.

Сферы инициативы

Способы поддержки

детской инициативы

Творческая инициатива (включенность в игру

как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление)

- поддержка спонтанной игры детей, ее

обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

- поддержка самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности - рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению "сопротивления" материала, где развиваются произвольность, планирующая

функция речи)

- недирективная помощь детям, поддержка

детской самостоятельности в разных видах изобразительной, проектной, конструктивной деятельности;

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной

деятельности, материалов.

Коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи)

- поддержка взрослыми   положительного,

доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

- установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях.

Познавательная инициатива -

любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно- исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-

следственные и родовидовые отношения)

- создание условий для принятия детьми

решений, выражения своих чувств и мыслей;

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

 

 

Приоритетная сфера инициативы  в  младшем  дошкольном  возрасте – игровая и продуктивная деятельность.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;

рассказывать детям о реальных, а также возможных в будущем достижениях;

отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;

всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;

помогать ребенку найти  способ реализации собственных поставленных целей;

способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;

в ходе непрерывной образовательной деятельности и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;

не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих; ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;

учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;

уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;

создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;

всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой, игровой и продуктивной деятельности.

Качества личности детей, развитию которых способствует деятельность с полифункциональным развивающим сенсорным стендом для дошкольников «Волшебный бизиборд».

Полифункциональный сенсорный стенд должен всесторонне развивать детей. Игра с определенной игрушкой, прикрепленной на бизиборде, оказывает преимущественное влияние на одну из сторон развития ребенка, а именно:

- мелкой моторики и памяти. Благодаря наличию множества мелких деталей мозг ребенка активно развивается;

- координации движений. Эту функцию выполняют дверные цепочки, защелки, шнуровки, шестеренки, молнии, прорези - «змейки». Ребенок учится управлять руками и направлять движения правильно, чтобы достичь цели – застегнуть молнию, привести фигурку по змейке в нужное положение и пр.;

- логики. Здесь работают дверцы, магнитные лабиринты, фонарики, шестеренки. Развивается понимание последовательности действий: нажал кнопку–фонарик загорелся, поднес магнитную ручку – шарик потянулся за ней, открыл замок - открыл дверку – нашел картинку.

-усидчивости. Ребенку трудно сосредоточить внимание надолго, а благодаря бизиборду он может заниматься его изучением до получаса.

-воображения. Ребенок придумывает множество вариаций работы с тем или иным оборудованием.

-когнитивной функции. Это:

1)Изучение цвета. В оформлении бизибордов используются различные яркие цвета, которые легко запоминаются.

2)Изучение форм. Во многих деталях и модулях развивающей игрушки используются геометрические фигуры, которые легко изучить не только визуально, но и тактильно.

3)Первые буквы и цифры. Ребенку легче воспринять понятие цифр благодаря счетам и другим элементам. В бизибордах используются буквы, которые ребенку так же легче запомнить на ощупь.

4)Базовые знания о мире. В модулях развивающих досок используются картинки с фруктами и овощами, животными, транспортом.

Хочется отметить, что с использованием бизиборда у наших детей повышается желание взаимодействовать друг с другом, а общение и взаимодействие наполняются новым, актуальным и интересным, содержанием.

Приложение 1

Полифункциональный развивающий сенсорный стенд для дошкольников

«Волшебный бизиборд»

Центр «Сенсорного развития» в нашей группе – укрепляет развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, способствует развитию

речи и моторики

 

 

«Волшебный бизиборд» - 1

 

Комплектуется: пальчиковый театр, шнуровка, розетка, выключатель, щеколда, фетр, зеркало, замок дверной, колесо для мебели, цепочка, крючки с петлями, замочек, прищепки, буквы, цифры, геометрические фигуры.

 

Атрибутами бизиборда могут стать абсолютно любые вещи, например, старый ненужный телефон.


Д/Игра «Соотнести по форме и цвету!»


Большое внимание в развивающих досках уделяется мелким деталям, как например, шнуровке, которая отлично развивает мелкую моторику

«Пальчиковый театр» - отлично развивает воображение и фантазию.

«Волшебный бизиборд» - 2


Комплектуется: швейный замок, дверной замок, выключатель, переключатель, розетка, цепочка (для ключей), щеколда, задвижка, фетр, лента атласная, липучка, зеркало, мебельное колесико, часики, игрушка «Болванчик»


Д/Игра «Интересные буквы - мама!»


Д/Игра «Отгадай кто там?»


Использование фетра - дополнительный стимульный материал. Из него можно изготовить буквы, цифры, воздушные шарики!


Различные игры для мелкой моторики.


Д/Игра «Какое насекомое за дверью?»


Безопасная вилка с розеткой на развивающей доске - просто отдушина для маленьких непосед!

«Волшебный бизиборд» - 3


Комплектуется: крючок с петлей, щеколда, фетр, дверной засов для замка, дверной замок, карабин, мебельное колесико, выключатель, розетка, переключатель, шнурки, швейный замок, пуговки.


Игра «Что спрятали лягушки?», «Какие геометрические фигуры ты видишь?»

Классический и нетрудоемкий вариант – это использование натурального дерева без дополнительной покраски.


Волшебный бизиборд» - 4


Комплектуется: фетр, шнурки, розетка, выключатель, цепочка (засов), засов для замка, дверной замок, щеколда, крючок с петлей, карабин, переключатель, мебельная ножка, цепочка (для ключей).

Д/Игра «Поиграем-посчитаем!»


 

Д/Игра «Застегни-расстегни пуговицу»

Д/Игра «Давай, откроем все замочки!»

1 февраля 2023 в 11:52

Прикреплённые файлы:

Документ: Бизиборд

Описание файла:

Файл называется: bizibord_3nn4d.docx

Это официальный файл организации «Корчемкина Екатерина, воспитатель», в нём содержится Бизиборд.

Размер файла: 3,03 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.