Корчемкина Екатерина, воспитатель

Методическая разработка

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Вышивка крестом»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 462

 

Тема: «Вышивка крестом»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Составил: воспитатель высшей квалификационной категории Корчемкина Екатерина Сергеевна

1.Материалы: пяльцы, нитки мулине (для вышивания используем в 4 сложения), иглы с широким ушком, ножницы, игольницу на каждого ребенка, ткань – канва.

Словарная работа:

1. Рукоделие, рукодельница, мастерица, вышивка, пяльцы, посиделки, мулине, канва, схема.

Оборудование:

2. Иллюстрации, корзинка с принадлежностями для рукоделия, изделия с вышивкой: платочки, полотенца, наволочки, дидактическая игра.

Интеграция образовательной деятельности: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Данный мастер-класс рассчитан для детей 5-7 лет, для педагогов ДОУ.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре, развитие художественно-творческих способностей ребенка посредством вышивки.

- научить выполнению вышивки крестом по канве.

Задачи:

- познакомить обучающихся (воспитанников) с вышивкой крестом, её особенностями; совершенствовать умения и навыки при вышивке крестом;

-обучать основным приемам вышивки (подготовка ткани, вдевание нити в иглу, закрепление нити на ткани, технике выполнения шва шов назад иголка; безопасным приемам работы с материалами и инструментами по вышивке);

-развивать навыки ручной умелости, внимание, интерес к русскому народному творчеству;

- развить навыки работы в коллективе, а также такие качества, как познавательная активность, логическое мышление, аккуратность, усидчивость, внимательность, самостоятельность;

- сформировать творческую активность воспитанников, навыки совместной деятельности и взаимопомощь при выполнении работ; научить применять полученные знания на практике, совершенствовать эстетический вкус, воспитывать аккуратность.

Ход образовательной деятельности:

- Ребята, сегодня вас в русской избе встречает бабушка (звучит русская народная мелодия, воспитатель надевает шаль, берет в руки корзинку с рукоделиями).

- Милости просим, детушки! Рассаживайтесь поудобнее и слушайте повнимательней.

- Посмотрите, ребята, вокруг. Видите, какие красивые вещи здесь разложены? Как вы думаете, кто их выполнил? Настоящие мастерицы! Знаете, как называются эти работы? (вышивки).

Вышивка – один из древнейших видов народного творчества. Издавна человек передавал красоту природы, свои ощущения и переживания условными знаками узорными мотивами (прямыми волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами). Наши предки изображали явления природы условно. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных, человека. Таких символов-знаков было много, их размещали на одежде, веря в то, что они предохранят человека от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Они располагались на вороте рубахи, подоле, оплечье, груди. На полотенцах и скатертях вышивки размещались на концах, с обеих сторон; на простынях – по нижнему краю; на платках – по всем четырем сторонам. Часто в орнаментах изображали птиц и зверей. Лебедь олицетворял собой юную прекрасную девушку, невесту – это символ верности; уточка, курочка – символ трудолюбия хозяйки дома, символ плодородия; голубь – символ супружеской верности и счастливой семьи; пава – символ счастливой любви; конь с всадником – символ мужества, знак Солнца. Женская фигура была символом плодородия земли и всего живого, птицы на ее руках символизировали подвластные ей стихии. Мужская фигура олицетворяла мужское божество – символ рода.

По древним русским обычаям праздничный костюм и предметы убранства крестьянского жилища украшались вышивкой. Для выполнения вышивки требовались несложные приспособления: ткани, нитки, пяльцы имелись в каждой семье. Домашней вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать в семье учили с 5-6-летнего возраста. Русская народная вышивка очень разнообразна, но, несмотря на различие приемов исполнения, и характерных особенностей орнамента каждого края, ее можно условно разбить на три большие группы: народная вышивка русского Севера, юга России и центральных районов России.

Основным элементом всякой вышивки является стежок. Стежок – это часть рабочей нитки, расположенной на ткани между двумя проколами иглы. Шов – ряд повторяющихся стежков. В вышивке используются следующие швы: шов вперед иголку, шов-шнурок, шов за иголку, стебельчатый шов, тамбурный, козлик, крестик и т. д.».

 Сегодня мы с вами научимся вышивать крестиком по канве. Какие инструменты нам в этом помогут? (Ответы детей).

Чтобы точно узнать, что нам необходимо для работы, нужно отгадать загадки :

Режем мы и вырезаем,

Маме шить мы помогаем. (Ножницы)

Ткань держать устали пальцы,

Мне пришли на помощь. (Пяльцы)

Одноуха, длинный нос,

Нет ни глаз и ни волос,

Металлическое тело.

Не сидит она без дела,

Протыкает ткань она.

Это швейная. (Игла)

Чтобы шить иль вышивать,

Это нужно в руки взять.

Разноцветные катушки

У меня есть, у подружки.

Вышивали мы открытки,

Нам понадобились. (Нитки)

Теперь мы с вами точно знаем, какие инструменты нам помогут. Но прежде чем приступить к выполнению вышивки, повторим правила техники безопасности:

1. Не брать в рот иголки

2. Не вкалывать во время работы иглу в одежду или не оставлять ее на рабочем месте

3.Хранить иголки в специально отведенном для этого месте: подушечке, игольнице.

4. Не откусывать нитку зубами.

5. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.

6. Передавать ножницы кольцами вперед.

Теперь мы можем с вами приступить к выполнению работы.

Самостоятельная работа детей. Оказание контроля и индивидуальной помощи.

Выполнение запяливания.

Запяливание – заправка ткани в пяльцы. Положите меньший обруч пялец на стол, накройте его канвой. Прижмите большим обручем канву к меньшему. Подтяните винт. Натяните канву.

Подбор нитей.

Для ускорения процесса вышивки очень важно правильно подобрать длину нити. Короткую нить часто приходится менять, а длинная спутывается или на ней образуются узелки.

Приемлемая длина нити – 50–60 см. Возьмите нить в руку, перебросьте ее через локоть, снимите и отрежьте ножницами. Пучок состоит из 6 нитей. Отделите 2 нити.

Вдевание нитки в иголку.

Чтобы нитку легко вдеть в иголку, ее следует подрезать под углом. Возьмите иглу в левую руку, ушко направьте в освещенную сторону и вденьте нить.

Закрепление нити.

В вышивке на рабочей нити никогда не делают узелки. Нить закрепляется на изнаночной стороне ткани под стежками.

Выполните небольшой стежок, протяните нить, оставляя кончик в виде петельки, в которую введите иглу и затяните нить.

Вот мы и готовы приступить к выполнению работы. Давайте перед этим немного отдохнем.

Физкультминутка - «Мы – портные, мастерицы»

Мы –  портные, мастерицы (поочередное поглаживание рук снизу вверх),

Вам костюм сошьем сейчас (провести руками по телу сверху вниз и присесть),

Сложностей не побоимся (повороты головы в стороны),

Нарядим, украсим враз! (подпрыгнуть, показать большие пальцы)

Для начала мы замерим, сколько нужно ткани нам (руки вперед - в стороны),

Раскроим и вновь проверим, не мало ли будет вам (наклоны в стороны, руки на пояс),

Вырежем из ткани ровно (руки вперед «ножницы»),

И сошьем все по краям (имитировать движения иголкой),

А теперь украсим пёстро (руки в стороны, пальцы врозь)

Перья, бусы, ленты там (хлопки справа, слева, над головой). 

Вот теперь-то можно точно нарядиться – и на бал! (руки на пояс, поворот вокруг себя)

Полюбуемся – всё прочно и красиво сшито вам (руки на поясе, поочередное выставление ног на пятку).

Приступаем к практической работе.

Провожу своевременно текущий инструктаж, слежу за последовательностью выполнения практической работы, указываю на ошибки, помогаю их устранить.

В середине выполнения вышивки, провезти физкультминутку для рук и глаз: дети сидят за столом, руки вытянуть вперед - сжать, разжать пальцы, посмотреть вдаль в окно, на ближайший предмет и снова вдаль).

Рефлексия:

1. Чему вы научились сегодня на занятии?

2. Какие инструменты нам помогали в работе?

3. Каким образом выполняют простой крест?

4. Что было трудно?

5 февраля 2023 в 10:30

Прикреплённые файлы:

Документ: Методическая разработка

Описание файла:

Файл называется: konspekt-nod-s-detmi-podgotovitelnoi-grupy_cg6be.docx

Это официальный файл организации «Корчемкина Екатерина, воспитатель», в нём содержится Методическая разработка.

Размер файла: 1,89 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.